Расход топлива на лодочных моторах

Расход топлива лодочных моторов – что влияет на потребление бензина

Расход топлива в случае с лодочными моторами точно рассчитать гораздо сложнее, чем, к примеру, аналогичную характеристику автомобильных двигателей. Из-за влияния множества факторов, цифры «на бумаге» могут отличаться от реальных показателей в конкретных условиях.

Факторы, влияющие на расход топлива лодочных моторов:

  1. Направление ветра. Встречный ветер усложняет движение, а впоследствии увеличивает и расход топлива.
  2. Направление течения. Заплыв против сильного течения также сулит увеличением расходов горючего.
  3. Тип и вес судна. Движок можно ставить на разные лодки, отличающиеся по форме, размеру и весу. Одни суда быстро и легко выходят на глиссирование, другим требуется больше времени из-за формы дна или массы. Эти параметры лодки также оказывают заметное влияние на расход топлива.
  4. Загруженность лодки. Естественно, что небольшая лодка с одним только водителем на борту «съест» меньше топлива, чем судно с несколькими пассажирами или тяжёлым грузом.
  5. Характер движения лодки. Расход горючки сильно разнится при глиссировании и водоизмещающем движении.

Ввиду значительного влияния побочных факторов, в контексте лодочных моторов неактуален расчёт расхода топлива на 100 км, как это делают с наземным транспортом. По этим причинам данную характеристику рассчитывают в литрах на 1 час времени.

Также нужно помнить, что некоторые производители моторов указывают расход топлива в килограммах на 1 час. Однако бензин покупается именно в литрах, и масса 1 л составляет не ровно 1 кг, а примерно 750 г. Таким образом, оставив этот нюанс без внимания, существует риск банально лишиться горючего посреди реки.

Расход топлива двухтактных моторов

Прямое влияние имеют тип и мощность двигателя. Двухтактные модели расходуют около 0,45-0,55 л/ч (0,3-0,35 кг/час) на 1 л.с. Так, моторы Yamaha с мощностью в 2 л.с. будут потреблять примерно 1,3 л/ч, с мощностью в 20 л.с. – 11 л/ч (0,55 л на каждую «лошадку»).

Ещё одни популярные лодочные двигатели – Tohatsu – при мощности в 3,5 л.с. «съедают» 1,9 л/ч (0,53 л на 1 л.с.); если же взять более мощную модель (18 л.с.), то интересующий нас показатель составит около 8,3 л/ч (0,47 л на 1 л.с.). Почти идентичные характеристики и у двухтактных лодочных моторов Mercury.

Расход топлива четырёхтактных моторов

Четырехтактные моторы, как правило, расходуют несколько меньше топлива по сравнению с двухтактными лодочными движками. В среднем данный параметр составляет 0,3-0,4 л/ч на 1 л.с.. Для моторов Yamaha с мощностью в 4 л.с. расход горючего равен примерно 1,7 л/ч (0,42 л на 1 л.с.), для моделей с 40 л.с. – 15,3 л/ч (0,38 л на 1 л.с.). Для моторов Mercury и Tohatsu с мощностью в те же 4 л.с. расход чуть меньше – 1,5-1,6 л/ч (0,37-0,4 л/ч на 1 л.с.).

Таким образом, обладая знаниями о типе и характеристиках мощности лодочного мотора, легко рассчитать примерный расход топлива. Однако в то же время нужно понимать, что выявить индивидуальный показатель можно только на практике, то есть с конкретной лодкой и в конкретных природных условиях.

Для экономии топлива лодочники с годами опыта за спиной советуют ходить на минимальных скоростях, которых будет достаточно для входа в глиссирование. В такой ситуации необходимо сначала добавить оборотов, заставить лодку скользить по водной глади и сразу же скинуть обороты до оптимальной «экономной» отметки.

Анализ расхода топлива лодочных моторов

Вопрос о потреблении горючего лодочным мотором относится к той категории, которые интересуют многих владельцев маломерных судов.

При приобретении такого двигателя, потенциальный покупатель чаще всего интересуется данными о его стоимости, скорости движения лодки и потреблении топлива.

И если вопрос стоимости решается в месте приобретения мотора, а скорость зависит от типа лодки и мощности мотора, то данные о расходе горючего получить значительно сложнее.

Читать еще:  Смазка для катушки спиннинга

В отличие от автомобилей, для которых потребление топлива измеряется в литрах на 100 км пройденного пути, расход горючего лодочного мотора измеряется иначе.

Автомобиль разрабатывается под конкретный мотор и потребление горючего зависит только от сочетания “мотор-кузов”, которое неизменно на протяжении всего периода его эксплуатации.

Кроме того, большой вес автомобиля и солидная мощность двигателя, сводят к минимуму влияние погодных условий, веса пассажиров и багажа.

Что касается лодок, оснащенных двух- или четырехтактными силовыми установками, то они, при движении по водной поверхности, испытывают воздействие большого количества различных факторов.

Кроме типа и массы лодки, на которой закреплен мотор, существенно влияют на потребление горючего:

  1. Встречный или попутный ветер.
  2. Движение по течению или против него.
  3. Загруженность лодки.
  4. Режим движения – глиссирующий или водоизмещающий.

Примеры расхода различных производителей

Примеры часового и удельного потребления горючего лодочными силовыми установками различных торговых марок приведены во многих специализированных изданиях и на многочисленных сайтах компаний, реализующих этот вид продукции.

Представлены они в виде таблиц или графиков, составленных по результатам тестирования большого количества самых разнообразных двигателей.

Эти данные, не претендуя на истину в первой инстанции, могут помочь владельцу лодочного мотора определить тот запас топлива, который необходимо взять с собой, отправляясь на рыбалку или в путешествие.

Рассмотрим статистические данные наиболее популярных моторов, таких как:

Ямаха

Двухтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…30.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1,7 до 11,5.

Четырехтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 4…40.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1,7 до 14,5.

Меркурий

Двухтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…40.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1,5 до 17.

Четырехтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…30.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1 до 10.

Сузуки

Двухтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 15…40.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 3,47 до 9,24;

Четырехтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…40.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 0,5 до 6,6.

Тохатсу

Двухтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…40.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1,7 до 17.

Четырехтактные:

  1. Линейка мощностей, л.с: 2,5…30.
  2. Диапазон изменения потребления топлива, л/час: от 1,2 до 10.

Расход топлива двухтактных моторов

Отечественный рынок предлагает поклонникам рыбалки и водно-моторного спорта двухтактные моторы, которые лишены недостатков карбюраторных двигателей прошлых лет выпуска.

Сегодня, известные изготовители (Evinrude, Mercury Marine и др.) оснащают свои моторы современными системами прямого впрыска горючего.

Прямой впрыск в камеру сгорания каждого цилиндра определенного количества горючего обеспечивает его полное сгорание практически без потерь.

Однако, для того, чтобы еще больше снизить расход горючего, особенно на малых оборотах (основной режим работы), производители разработали стратифицированную систему впрыска.

Определяя с помощью бортового компьютера, сколько энергии нужно для перемещения лодки, эта инновационная система выдает мотору только необходимое количество топлива.

Расход топлива четырехтактных моторов

При выборе четырехтактного лодочного мотора, расход горючего также имеет немаловажное значение.

За последнее время, производителям этих двигателей удалось решить ряд проблем, определенным образом влияющим на этот параметр.

Среди них:

  1. Недостаточная величина максимального крутящего момента на низких оборотах.
  2. Запоздалая реакция на дроссель.

Эти проблемы удалось решить, используя при конструировании лодочных двигателей новейшие достижения науки.

В настоящее время, практически все производители оснащают свои четырехтактные силовых установок компьютерными системами электронного:

  1. Управления дросселем.
  2. Переключения передач.

Ведущие изготовители активно внедряют в производство оригинальные системы собственной разработки.

Обеспечить эффективное использование горючего позволяет оснащение моторов:

  1. Mercury Verado- электронной системой регулировки фаз газораспределения.
  2. Honda – системой электронного управления клапанами.

Кроме того, ведущие производители устанавливают в четырехтактные моторы системы прямого впрыска, аналогичные той, которая используется в двухтактных двигателях.

При этом, изыскания в сфере повышения эффективности использования топлива продолжаются.

Компания Suuzuki:

  1. Применяет систему впрыска, работающую без аккумулятора.
  2. Разработала инновационный технологический процесс использования обедненной смеси в силовых установках малой мощности (до 20 л.с.).
Читать еще:  Зимние блесны на судака своими руками

Компания Honda разработала оригинальную систему подачи горючего LEANburn Control. Это позволяет двигателям, оборудованным такой системой, автоматически определять оптимальный состав топливно-воздушной смеси при любом изменении тяги.

Таким образом, достигается экономия до 25%.

Однако, использование компьютерных систем в какой-то степени усложнило и без того достаточно сложное техническое обслуживание четырехтактных моторов.

Расход топлива подвесных моторов

Расчет данных, характеризующих потребление горючего подвесными лодочными моторами, всегда достаточно субъективен и относителен.

Поэтому, и статистические показатели, приведенные в различных изданиях, часто противоречат друг другу.

Поэтому невнимательность на АЗС может привести к тому, что топливный бак опустеет где-нибудь посередине водоема. Ведь вес 1 литра бензина в зависимости от марки составляет 0,71 – 0,76 кг.

Как рассчитать?

Расход топлива лодочных моторов во многом зависит от мощности двигателя и его технического состояния.

Теоретически, потребление топлива лодочных моторов определяют, исходя из эмпирически полученных значений удельного расхода горючего на 1 л.с.

Принято считать, что базовый удельный расход топлива составляет для:

  1. 2-х тактных двигателей – 350 мл/час.
  2. 4-х тактных двигателей – 250 мл/час.

Расход горючего можно рассчитать по формуле:

Где:

  • М – паспортная мощность двигателя;
  • У – удельный расход горючего;

Примечание: для новых двигателей эти цифры будут несколько ниже.

Возьмите за правило, на каждой рыбалке, первым делом начинайте.

Далеко ли уплывем? О расходе бензина лодочных моторов

Расход бензина лодочных моторов может вас интересовать в 3 случаях:

1. Планируете купить подвесной двигатель и заранее знакомитесь с характеристиками, чтобы потом не разочароваться.
2. Собрались на рыбалку, осталось подсчитать – сколько горючего взять, чтобы потом не «куковать» в лодке посреди реки.
3. Столкнулись с тем, что цифры расхода топлива в техпаспорте вашего «движка» сильно не соответствуют реальности.

Ну что ж, давайте разбираться в этом вопросе.

Начнем с того, что топливные затраты лодочных моторов измеряются в литрах не на километры, а за час.

Дальше мы рассмотрим, как мощность, «двух» или «четырех» тактность и другие факторы влияют на потребление бензина. И расскажем, как экономить топливо.

Чем мощнее, тем прожорливее

Так и есть! Чем выше мощность «движка», указанная в лошадиных силах, тем больше горючего придется покупать. Например, моторы малой мощности до 20 л. с. расходуют меньше, чем двигатели для быстроходных катеров/яхт на 75-225 л. с.

Японские марки: Ямаха, Хонда, Сузуки, Тохатсу – позаботились о том, чтобы затраты владельцев лодок на бензин и масло были меньше. По отзывам многих самыми экономичными по расходу топлива являются лодочные моторы Honda. Это касается 4-тактных агрегатов.

Для экономии лучше 2 или 4-тактные?

Двухтактные моторы (того же бренда Хонда) «съедают» больше бензина – от 0,64 до 72 л за 1 час. За это же время четырехтактный собрат потратит от 0,5 до 56 л.

Если вы только подбираете агрегат, почитайте информацию, как подобрать движок, который устроит по всем параметрам.

При расчете потребления опять все упирается в мощность:

  • В 2-тактных для каждой лошадиной силы понадобится ориентировочно 0, 32 л (к примеру, мотор на 60 л. с. за 1 час ходу «съест» 19, 2 л).
  • В 4-тактных на 1 л. с. нужно закладывать 0,25 л (значит, двигатель на те же 60 л. с. за час истратит 15 л).

Эти расчеты приблизительны! Они касаются расхода топлива лодочным мотором Хонда на максимальных оборотах при выходе на глиссер. На крейсерской скорости и при троллинге уже на месте рыбной ловли цифры гораздо ниже.

Сколько горючего в тех или иных ситуациях расходует мотор – вам покажет только практика. Ведь есть то, что зависит не только от вас.

Что мне снег, что мне зной

Ан, нет! Погода тоже имеет значение:

  • При попутном ветре и течении при малых затратах топлива помчитесь как на парусах.
  • Против бурного течения и ветреных потоков мотор будет более прожорлив.
Читать еще:  Щука в сметане на сковороде

Есть и другие факторы, которые уменьшают или увеличивают «запросы» подвесного лодочного двигателя:

1. Масса, материал, тип судна (плоскодонка/с килем – в последнем случае расход меньше) + вес пассажиров и груза.
2. Чистота воды и днища – в заросших прудах, да еще с «обросшим» дном будьте готовы запастись большим количеством горючего.
3. Скорость перехода в глиссер и далее в крейсерский режим – быстрее выйдете, больше топлива сэкономите.

Ниже вы увидите таблицу с советами по снижению расхода бензина лодочным мотором.

Расход топлива на лодочных моторах

Многие сталкиваются с тем, что расход топлива подвесных лодочных моторов Ямаха обычно нигде не указан. Этого показателя нет ни на корпусе двигателя, ни в паспорте, ни в инструкции по эксплуатации. Даже сам производитель не дает таких данных, ограничиваясь термином «экономный расход топлива». Что ж, упрекнуть продукцию японской марки в том, что она нерационально расходует бензин, нельзя.

Yamaha традиционно относится к маркам, которые используют инновационные технологии для улучшения КПД. Например, широкое применение получила петлевая продувка топливной смеси для ее более эффективного использования. Также электроника нивелирует увеличенный расход при холодном пуске, умеренно дозируя количество горючего в начале движения. На многих моделях установлен ограничитель максимальных оборотов, чтобы не было перекрута и, как результат, перерасхода, уменьшения ресурса агрегата.

Почему расход бензина лодочного мотора Yamaha не указан в паспорте

Главная причина, почему завод не прописывает конкретные цифры в бумагах и рекламных буклетах – вовсе не попытка скрыть прожорливость своих моделей. Напротив, весь современный ассортимент приятно удивляет экономностью. Дело в другом.

Реальный расход напрямую зависит от:

  • погодных условий;
  • характеристик водоема;
  • формы и материалов плавсредства;
  • общего веса загруженной лодки.

Один и тот же лодочный мотор Ямаха покажет совершенно разный расход при установке на разные лодки, при движении порожняком и с пассажирами. Чем тяжелее судно, тем труднее винту его толкать вперед – тем больше двигателю нужно топливной смеси сжигать для выполнения поставленной задачи.

СОВЕТ:

Большую роль может играть течение. Для движения в стоячей воде подойдут даже очень слабые модели. Но если вы планируете двигаться по реке, особенно против бурного течения, то позаботьтесь о запасе мощности в сравнении с рекомендуемым для вашей лодки значением.

Примерный расход топлива двухтактных лодочных моторов Ямаха: как подсчитать

Несмотря на то, что сказать точно, сколько понадобится бензина для преодоления определенного расстояния, очень трудно, рассчитать максимальный расход за единицу времени вполне реально.

Формула расчета необходимого для рыбалки запаса выглядит так: 350XxN.

  • 350 – максимальной объем горючего в миллилитрах, который тратится одной лошадиной силой за 60 мин.;
  • X – количество заявленных «лошадок»;
  • N– количество моточасов, запланированных в рамках водной прогулки.

Например, 2-тактный 9.9GMHS израсходует полный бак (24 л) за семь часов: 24 : (0,35 х 9,9) = 6,9. Удельный расход в час составит 3,5 л. Но это максимальное значение при высоких оборотах – фактически все, на что способен этот агрегат.

Расход топлива четырехтактных лодочных моторов Ямаха на 1 л.с.

Похожим образом вычисляется потребление нефтепродуктов и в случае четырехтактных семейств. Правда, по умолчанию берется менее высокий показатель расхода – четверть литра на лошадиную силу. Шаблон для подсчета выглядит так: 250 мл x X л.с.Возьмем, например, популярный движок F15CMHS – в нем 15 лошадиных сил, что в перерасчете на литры дает 3,75. Так что при активном движении (режим «газ в пол») бак на 24 л опустеет через 6-7 часов.

Таблица расхода топлива лодочных моторов Ямаха

Ссылка на основную публикацию