Лодочные моторы характеристики
Технические характеристики лодочных моторов
Какие технические характеристики лодочных моторов должны анализироваться покупателем прежде всего? Ниже мы рассмотрим наиболее важные. А сейчас хотелось бы отметить, что многие люди совершают ошибку, ориентируясь исключительно на стоимость агрегата.
Данный параметр, безусловно, важен, но не всегда дает возможность выбрать мотор, который будет справляться с запланированным для него фронтом работ. Любой силовой агрегат — чрезвычайно тонкий механизм. Поэтому, намереваясь приобрести его, неплохо бы разобраться с техническими показателями, характеризующими его работу. С какими именно, давайте разбираться.
Важнейшие моменты выбора ПЛМ
Здесь мы расскажем о главных технических характеристиках лодочных моторов, а также поясним, на что они влияют.
Количество тактов ПЛМ. У покупателя есть всего лишь два варианта — двухтактный или четырехтактный движок. Сказать, что первый в разы лучше второго или наоборот нельзя. У “двоек” есть свои преимущества и слабые места, а у “четверок” свои. Скажем так: рядовому пользователю больше подходит двухтактный мотор, потому что он легче в управлении и эксплуатации.
Мощность. Важно минимальное ее значение и максимальное. В первом случае мощности должно быть достаточно для выхода на глиссирование (движение практически над поверхностью воды против течения). Во втором — значение должно быть меньше или равно тому, что указано на бирке транца. Если превысить рекомендованное значение, можно не только потерять контроль над судном, но и само судно.
Расход топлива. Здесь важно то, какой тип ПЛМ был выбран при покупке — 2-ухтактный или 4-рехтаткный. Практика показывает, что второй более выгоден. Как известно, в процессе эксплуатации “двойки” необходимо самому готовить топливную смесь (бензин + масло). С “четверками” этого делать не надо, так как горючее и масло заливаются в отдельные емкости. Хотим обратить ваше внимание на следующий факт: максимальный расход, указанный в паспорте, может различаться в зависимости от лодки, на которую установлен движок. Проще говоря, в каждом конкретном случае расход будет свой. Если ваша цель — покрытие больших расстояний, берите четырехтактный двигатель. Однако приготовьтесь отдать за него много денег. Оправдать свои траты можно будет лет через пять (в лучшем случае), поэтому подумайте хорошенько.
Уровень производимого шума. Говоря об этом параметре, мы невольно возвращаемся к сравниванию ПЛМ на два и четыре такта. Не вдаваясь в подробности с количеством децибел на уровне “отлично” и “почти хорошо”, отметим: для движения на средних и малых оборотах больше подходит “четверка”, потому что она тише “двойки” и создает, скажем так, правильный шум. Это значит, что четырехтактный движок создает низкий шум. Ухо человека лучше переносит его, чем звонкий, более характерный для двухтактных моторов.
Система управления. Может быть дистанционной или румпельной. Первая более удобна (и, кстати, безопасна). Но ДУ целесообразно устанавливать на судне только в том случае, если его [судна] длина превышает 3 500 миллиметров. Для рыбацкой лодки больше подходит румпельное.
Система запуска. Бывает электронной и ручной. Электронная — более современная. Она дает возможность запустить ПЛМ легким движением ключа. Встречаются разновидности, которые могут управлять процессом его прогрева в автоматическом режиме. Кроме того, преимуществом электронной системы является ее способность поддерживать дистанционное управление судном. В случае с ручной придется довольствоваться исключительно румпелем.
Самый главный вопрос, который приходится решать владельцам лодок. Процесс выбора осложняется тем, что на тематических форумах, например, в интернете единства не было и нет.
Любой, кто собирается приобрести ПЛМ, мечтает о том, чтобы он оказался самым-самым. Но существует ли бренд, который по большинству показателей превосходит конкурентов?
На российском рынке представлено немало изделий для плавсредств. Здесь и импортные устройства, и отечественные. Как понять, какую из компаний, выпускающих их, предпочесть?
Выбор лодочного мотора: характеристики двигателей и лучшие модели
Все больше рыболовов приобретают плавсредства, оснащенные моторами. Благодаря современным суднам удается попасть в дикие акватории, где рыба не успела испытать прессинг со стороны спиннингистов или фидеристов. Однако не всегда удается правильно подобрать лодку и двигатель, из-за этого появляются определенные ограничения по применению или тратятся слишком большие деньги. Чтобы уяснить для себя, как выбрать лодочный мотор, необходимо ответить на несколько простых вопросов. А начать необходимо с определения водоемов, где будет использоваться лодка.
Типы лодочных моторов и их характеристики
У каждого рыболова есть свои предпочтения в способах ловли и характере водоема. Поэтому эти моменты важно учесть перед покупкой лодки и мотора.
- Самыми распространенными являются бензиновые агрегаты, которые можно назвать универсальными. Мощность двигателей колеблется от 2 до 400 л. с. Лодочные моторы малой мощности могут применяться как для перемещения рыболова, так и для ловли рыбы (дорожка, троллинг).
- Водометные модели созданы для безопасного движения лодки по мелководьям, акваториям с богатой водной растительностью и перекатам.
- Ужесточение экологических требований к маломерным судам дало толчок развитию электрических лодочных моторов. Они безопасные и бесшумные, компактные и легкие. Оснастив лодку таким маломощным лодочным двигателем, можно успешно перемещаться по небольшим озерам, ловить хищника на дорожку.
На вопрос, какой мотор лучше из этих типов, сможет ответить только сам рыболов. Что касается ценового фактора, то самыми дешевыми являются электромоторы.
Бензиновые двигатели отличаются по конструкции. Различают двухтактные и четырехтактные модели.
- Первый тип выгодно отличается простотой и компактностью. Силовые агрегаты не прихотливые к качеству бензина, а благодаря небольшому весу их проще монтировать и демонтировать. Название двигатели получили благодаря рабочему циклу, который состоит из двух тактов. Из-за этого мотор отличается большой удельной мощностью.
- Четырехтактный силовой двигатель выгодно отличается высоким моторесурсом. Он считается более надежным, работает такой агрегат тише, выбрасывает меньше вредных веществ. В конструкции предусмотрена отдельная система смазки, поэтому бензин заливается в бак в чистом виде. Благодаря 4 тактам рабочего цикла происходит более полная очистка цилиндров от выхлопных газов и последующее наполнение горючей смесью. Топливо расходуется более экономно и эффективно.
Классификация по мощности
Есть много классификаций, которые учитывают разные характеристики лодочных двигателей. Одной из самых интересных для потребителя считается мощность.
- Лодочные моторы малой мощности включают в себя две подкатегории, основанные на весовом параметре.
- Двигатели мощностью 2-4 л. с. имеют массу до 16 кг. Это двухтактные модели, оснащенные своим бензобаком.
- Силовые установки с показателем мощности 5-8 л. с. весят до 27 кг. Они предназначены для комплектации лодок массой до 112 кг.
- Среднемощные моторы представляют собой самую обширную категорию. С такими двигателями можно преодолевать большие расстояния.
- В весовую категорию до 45 кг попадают силовые агрегаты мощностью 10-18 л. с., в том числе и электрические модели.
- Более тяжелые установки весом до 65 кг обладают мощностью 20-35 л. с.
- Очень мощные двигатели способны развивать мощность до 140 л. с. Они устанавливаются на крупные судна.
Соответствие параметров лодки (катера) и мощности двигателя
Установка подвесного мотора должно происходить в соответствие с техническими характеристиками лодки или катера. Использование силового агрегата с большей мощностью, чем указывается в паспорте судна, опасно для владельца и его пассажиров.
Что касается нижнего мощностного предела силового агрегата, то здесь следует отталкиваться от назначения лодки.
- Для троллинга следует подбирать такой мотор, чтобы скорость движения плавсредства соответствовала диапазону 2-5 км/ч. Применение мощных двигателей приводит к тому, что рыболовы опускают весла в воду или делают специальные парашюты для замедления скорости движения.
- Когда судно используется для преодоления больших дистанций по водоему, то нужно учитывать такой фактор, как глиссирование. При таком положении часть лодки не касается водной глади, в результате чего уменьшается сопротивление воды, а двигатель испытывает меньшую нагрузку. Существует простая математическая формула, по которой можно высчитать оптимальную мощность силового агрегата. Для этого необходимо суммировать вес пассажиров, груза и самой лодки с мотором. Получившееся значение в килограммах следует разделить на 30 в случае плоскодонного судна или на 20 для обычных лодок.
Сравнение лодочных моторов с аналогичными мощностными параметрами может выявить еще определенные конструктивные отличия.
При выборе двигателя важно обратить внимание на высоту транца плавсредства. Этот показатель указывается в паспорте на лодку. Длина ноги (дейтвуда) подбирается с таким расчетом, чтобы на одном уровне находилось днище лодки с антикавитационной плитой. При излишнем заглублении силового агрегата нос лодки будет все время выталкиваться вверх. Если силовую установку расположить высоко, то возникнут проблемы с выходом на режим глиссирования. В любом случае на двигатель возрастает нагрузка, повышается расход топлива, снижается ресурс.
Маломощные модели
Многие рыболовы, выбирая, какой лодочный мотор для него лучше, останавливаются на маломощных моделях. Одним владельцам достаточно спрятаться от конкурентов, других рыбаков устраивает мощность агрегата для троллинговой ловли. К тому же эта категория двигателей отличается доступной ценой, на них не требуется проходить регистрацию и делать права. Но есть некоторые нюансы, которые помогут рыболовам сделать правильный выбор.
Лодочные двигатели до 3,5 л. с.
Самые небольшие моторы подойдут для спокойной рыбалки на стоячей воде. У них есть ряд интересных особенностей.
- Большинство моделей оснащаются пластиковыми винтами. При наезде на отмель или корягу узел ломается, а рыболову приходится опускать в воду весла, чтобы добраться до берега. Поэтому опытные лодочники устанавливают алюминиевые винты. Кроме прочности они повышают и скорость судна.
- Для маломощных моторов не требуются вместительные бензобаки, достаточно оснастить агрегат емкостью 0,5-1,5 л. Этого объема топлива хватит на несколько часов плавания.
- Все модели из этой категории запускаются на нейтральной скорости. Движение начинается при переводе специальной ручки газа.
- Для крепления на лодках из ПВХ применяется специальная струбцина. Она обеспечивает поворот силового агрегата на 360 градусов.
- И румпель, и дроссельная заслонка имеет упрощенную конструкцию. Для управления имеется полозковый регулятор на передней панели.
Моторы 4-6 л. с.
Более широкая сфера применения есть у подвесных двигателей мощностью 4-6 л. с. С ними можно бороздить просторы рек со спокойным течением.
- Почти все модели изначально комплектуются алюминиевыми винтами.
- Чтобы предотвратить перегрев силового агрегата, применяется водяное охлаждение с принудительной циркуляцией.
- Некоторые модели имеют похожую струбцину, которая обеспечивает поворот двигателя на 360 градусов.
Электромоторы
Электрические двигатели имеют ограниченное применение из-за недостатка мощности. Однако эволюция аккумуляторов не прекращается, поэтому перспективы у электромоторов достаточно радужные. Как выбрать мотор для лодки, который будет питаться электротоком?
Основным отличием от бензиновых моделей является наличие такого параметра, как тяговое усилие. Оно выражается в кг или lb, а не в привычных лошадиных силах. Чем больше масса лодки, тем больше должна быть тяга. Например, для плавсредства весом 500 кг подойдет силовой агрегат с тягой 13,5 кг. Но эксперты советуют покупать мотор, мощность которого превышает расчетное значение на 20-30%.
Следует отметить и некоторые эксплуатационные особенности электродвигателей.
- Такой агрегат лучше использовать в стоячем водоеме с чистой водой.
- Максимальная эффективность наблюдается в безветренную погоду.
- Емкости встроенной батареи хватит только на 2-3 часа рыбалки. Поэтому полезно иметь в запасе дополнительную батарею.
Топ 5 лодочных моторов
Рыболовы определили лучшие лодочные моторы, которые прошли испытания временем в самых разных условиях. Все больше хороших недорогих моделей попадает на отечественный рынок из Поднебесной. Обзор лодочных моторов начнем с популярной китайской модели.
HDX T 2.6 CBMS
Фото 2. HDX T 2.6 CBMS
Отличительными чертами этого компактного мотора являются простота и неприхотливость. Благодаря небольшому весу (9,8 кг) его может переносить даже подросток. У двухтактного агрегата имеется 3-х лопастной винт из алюминиевого сплава. При заявленной мощности в 2,6 л. с. двигатель может разогнать лодку до скорости 9 км/ч. Мотор заводится без проблем в любую погоду, а расход топлива ограничивается показателем 1,3 л/ч. Встроенный бензобак вмещает 1,2 л топлива.
Из недостатков маломощного «китайца» необходимо отметить отсутствие заднего хода. Разворачивать лодку придется поворотом корпуса на 180ºС. Не отличается надежностью и пластмассовая ручка газа.
Toyama TM5TS
Фото 3. Toyama TM5TS
Одним из лучших представителей двухтактников с мощностью до 5 л. с. является Toyama TM5TS. Хоть этот бренд считается японским, фактически моторы для нашего рынка собираются в Китае. Двухтактник выделяется необычной живучестью и простотой. Обычный рыболов может справиться с обслуживанием двигателя. Встроенный бак вмещает 2,7 л, но этого объема не хватит при движении на полной скорости даже на час.
К недостаткам, кроме прожорливости, можно отнести и высокую цену (45 тыс. руб).
Mercury ME F 9.9 M
Фото 4. Mercury ME F 9.9 M
В категории до 10 л. с. лидирующие позиции удерживает американский двигатель Mercury ME F 9.9 M. Это четырехтактная версия способна долго служить своему хозяину, экономя его средства на заправке топливом. Цена этого агрегата сопоставима с некоторыми японскими двухтактниками. Рабочий объем двухцилиндрового агрегата составляет 209 куб. см., мотор оснащен водяным охлаждением и внешним топливным баком (12 л). Наличие генератора (6А) позволяет совершать переходы и ночью.
Недостатком модели может стать малая распространенность.
Honda BF20D3 SHSU
Фото 5. Honda BF20D3 SHSU
Превосходным ресурсом обладает японская Honda BF20D3 SHSU. Хоть цена мотора сопоставима со стоимостью автомобиля, но и послужит он очень долго своему владельцу. Мощность в 20 лошадок обеспечивает 350-кубовый агрегат с рабочим циклом в 4 такта. Производитель оснастил агрегат эффективной системой охлаждения с 2 водозаборниками. Мотор заводится с помощью электростартера, хотя предусмотрена и ручка с тросом.
Минусом этой модели рыболовы считают только высокую цену.
Intex (серия 68631)
Фото 6. Intex (серия 68631)
Из электромоторов лучшей моделью для надувных лодок становится Intex (серия 68631). Он предназначен для плавсредств массой до 600 кг. Электродвигатель оснащен телескопическим румпелем и индикатором заряда батареи. Конструкция предусматривает наличие 5 передач для движения вперед и 3 задние скорости.
Выбрать лодочный мотор непросто. Но если все продумать, то он станет настоящим помощником для рыболова.
Какие самые главные характеристики лодочных моторов?
Существует ряд характеристик, которые важны при подборе лодочных двигателей. Наверняка, большинство лодочников слышали про такие важные моменты, как мощность, экономичность, долговечность и простота в использовании. Все эти важные нюансы крайне важны для оптимальной работы подвесного лодочного мотора (плм).
Кроме этих нюансов есть и другие моменты в работе лодочных агрегатов. Все они в целом будут характеризовать работу мотора в целом. У каждого мотора, так или иначе, будет свой индивидуальный набор качеств. Хотя есть и универсальные характеристики, которые есть у всех агрегатов.
Из мира моторных лодок
Лодочные моторы сегодня представляют собой высокотехнологичные современные агрегаты. Они могут служить по нескольку десятилетий при правильной эксплуатации такого технического средства.
Важно правильно подобрать двигатель к своей лодки, ориентируясь на те условия, в которых он будет эксплуатироваться. К примеру, если вам нужен двигатель для быстрых перемещений по воде в условиях сплавов или гонок, это будет одна модель. Если же вы предпочитаете неспешные прогулки или рыбалку в стиле глиссирования, понадобится другой мотор:
- в целом, нужно отметить, что подвесные лодочные моторы сегодня являются очень скоростными и выносливыми агрегатами. Их характеристики скорости сегодня варьируются от 1,5 до 300 лошадиных сил. Это очень высокий и внушительный показатель для водного пространства;
- при подборе мотора на лодку также крайне важно учитывать, насколько он экологичный и безопасный. Сегодня в некоторых странах даже запрещают те модели лодочных моторов, которые имеют слишком много выхлопов;
- кроме того, стоит понять, насколько тот или иной мотор является простым в своем обращении и в эксплуатации. Лучше всего, если агрегат не будет перегружен всевозможной электроникой и слишком большим количеством функций. В противном случае, будет трудно им управлять. Однако, если вам нужен двигатель для длительных путешествий или для каких-то коммерческих целей, то в этих случаях возможно делать акцент на какие-то мощные и многофункциональные модели;
- Сегодня моторы являются крайне экономичными. Это даже поразительно, учитывая, насколько функциональными и мощными являются большинство современных лодочных агрегатов. Однако, характеристики мощности большинства агрегатов сегодня доходят до 300 лошадиных сил.
При этом наиболее современными и совершенными моделями лодочных агрегатов сегодня являются двухтактные и четырехтактные лодочные агрегаты. Эти лодочные моторы сегодня зарекомендовали себя, как наиболее мощные, технологичные, надежные, современные и универсальные в своей работе. Абсолютно все мировые производители занимаются выпуском этих лодочных агрегатов.